Сайт учителя химии и биологии МБОУ "Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова" Канашского района ЧР

 Васильевой Светланы Станиславовны

ЦОРы

 

                                                                                  Выступление  на заседании ассоциации

                                                                                  учителей химии и биологии

                                                                                  Канашского  района  ЧР 21 ноября 2007 года 

 

 

Работа учителя химии МОУ «Янгличская СОШ имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Васильевой Светланы Станиславовны:

 

«Методика по использованию цифровых образовательных

ресурсов при изучении предмета «Химия»».

 

 

      Информатизация  большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет учителей пересматривать содержание обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Сегодня практически каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов, предоставляемых компьютерной сетью Интернет.

    В настоящее время в образовательных учреждениях России применяются различные виды наглядных методов и средств обучения, в том числе интерактивные, аудиовизуальные, экранно-звуковые. Это происходит в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», который определяет, что содержание образования должно обеспечить «формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательных программ картины мира».

   Современные интерактивные и аудиовизуальные методы и средства преподавания при активном желании учителя позволяют значительно повысить уровень обученности  учащихся. Поэтому  стремление показать, как нужно и можно использовать в настоящее время эффективно, комплексно использовать наглядные средства обучения, вполне обоснованно.

   Одновременно следует отметить, что ни компьютерные, ни кино-, видеопрограммы не дают возможности структурировано, детализировано давать учебный материал, поддерживая каждый урок. Только разумно

е объединение возможностей аудиовизуальных, интерактивных и экранно-звуковых методов и средств обучения позволяет оптимизировать учебный процесс в школе.

   Следует еще отметить, что преподавание урока химии нельзя заменить ни телеуроком, ни компьютерным уроком, в особенности лабораторные и практические занятия. Просто нельзя отнимать у ученика возможность ощутить многообразие мира с помощью органолептических средств.

    Однако помощь от применения интерактивных, аудиовизуальных  средств и методов в составе уроков химии может быть весьма значительна. Школьный курс химии содержит большое количество лабораторных и демонстрационных опытов и практических работ. Если лабораторные опыты и практические работы выполняются учащимися самостоятельно и ученики могут наблюдать происходящие явления с близкого расстояния и сами управлять ими, то демонстрационные опыты, выполняемые учителем, имеют одно неудобство – их плохо видно с большого расстояния. Кроме того, в изучаемом курсе описывается много опытов, которые запрещено проводить в школах из-за использования веществ, имеющих вредное воздействие на человеческий организм или высокую пожарную опасность.  А некоторые опыты требуют для проведения много  времени, что являются непозволительной роскошью при неуклонном сокращении часов, выделяемое на изучение химии. И тут на помощь приходят  мультимедийные материалы по химии. Например: электронное пособие демонстрационное поурочное планирование «Органическая химия». Данная информационная модель  удобна для изучения новой темы, а также для закрепления и систематизации знаний учащихся. При изучении химических свойств этиленовых углеводородов, например, видеосюжеты помогают наблюдать изучаемые  реакции, видеть происходящие изменения с веществами, а также узнать, при каких условиях протекают эти реакции. Также удобна в этом плане электронное пособие «Неорганическая химия» для 8-9 классов, большое количество иллюстраций, видеосюжетов и анимации которого помогают учителю активизировать внимание учащихся, сделать уроки более наглядными и интересными. Не могу не упоминать еще один электронный учебник: химия общая и неорганическая для учащихся 10-11 классов.  Кроме вышеупомянутых преимуществ, этот  учебник помогает решить еще одну проблему. Дело в том, что у многих школьников  еще недостаточно хорошо развито абстрактное логическое мышление, и при изучении строения неорганических и органических веществ они не могут полностью себе представить теоретической информации. А вот при использовании на уроках данного электронного учебника, который содержит движущиеся стереомодели молекул различных веществ, проблема просто решается.

     Школьники с большим удовольствием работают с электронным изданием «Виртуальная химическая лаборатория», в раздел которого входит более 150 химических опытов, предусмотренных для проведения  и демонстрации в программе школьного химического образования. Химические опыты проводятся в виртуальной лаборатории, которая включает необходимое химическое оборудование (пробирки, колбы, штативы и др.) и химические реактивы. В ходе каждой лабораторной работы учащийся проводит наблюдения, обрабатывает и обобщает полученные результаты опытов. «Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из представленного набора атомов химических элементов. Это дает глубже понять пространственное строение молекул и прогнозировать свойства веществ. В подтверждение этого мной проводился сравнительный анализ процента качества знаний тем, изучаемых с применением информационных технологий и без использования. Контроль знаний и умений показал, что результат выше там, где использовался электронный учебник.

       Решение проблемы контроля и оценки учебных достижений учащихся на современном этапе развития общества, можно успешно решить, опять используя средства информационно-коммуникационных технологий. Качество и высокая скорость обработки  данных диагностики является условием адекватной и современной корректировки образовательного процесса. Внедрение ИКТ позволяет учителю не только улучшить традиционные, но и использовать новые методы оценки результатов обучения, создавать совершенно объективный контроль, с одной стороны, и интерактивный, с другой. Контролирующее тестирование по учебным элементам содержания позволяет учителю определить, какие именно структурные единицы стандарта не усвоены данным школьником, а также качество усвоения содержательной линии класса в целом и вовремя скорректировать учебный процесс. А вот электронный учебник  «Дидактический и раздаточный материал по химии 10-11 классов, позволяет учителям самостоятельно готовить раздаточный материал для проведения контрольных, самостоятельных, итоговых и других проверочных работ. Его преимущество в том, что в нем реализуется уровневая диагностика учебных достижений учащихся (уровни А, В, С). Эта уровневая система позволяет в известной мере говорить об оценке предметной грамотности учащихся (уровень А) и определении их предметной компетентности (уровни В и С).

       Для подготовки учащихся к предметным олимпиадам, к ЕГЭ помогают такие электронные учебники, как: 1). «Сдаем Единый экзамен 2003», 2004, 2005, 2006;  2). «Экспресс – подготовка к экзамену (9-11 класс)

Компьютерные программы, содержащие электронный журнал, позволяют составить базы данных результатов обучения, сохранить их и провести анализ. Система педагогического мониторинга дает учителю возможность проследить динамику обучения ученика и выстроить для него индивидуальную предметную траекторию. Итоговые тесты по химии представлены в ежегодных сборниках контрольно-измерительных материалов Министерства образования РФ и на сайте информационной поддержки ЕГЭ.

     Если учителям по каким-то причинам не устраивают готовые компьютерные тесты, он может самостоятельно их создать, используя возможности приложения пакета  Microsoft Office или компьютерной оболочки для создания тестов, например «Конструктор тестов».

В заключении можно сделать следующий вывод: использование цифровых образовательных ресурсов позволяет достичь нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".